Детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т.п. В снижении количества и тяжести травм детей на дорогах особую роль играет профилактика. Ее меры разнообразны, диапазон -от индивидуального воспитания ребенка до реконструкции и перепланировки городских магистралей и города в целом.
На протяжении десятилетий в нашей стране реализуются меры профилактики ДДТТ, основанные на административном, принудительном и запретительном воздействии на участников движения. Они, как правило, сводятся к борьбе с нарушениями ПДД, которые принято считать причинами возникновения ДТП. Но ликвидировать ДДТТ административными методами невозможно. Есть другие меры снижения ДДТТ, проверенные временем, более приемлемые с точки зрения логики и материальных затрат. Среди них на первом месте - Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения. К сожалению, ныне обучение им зачастую лишь декларируется кое-где оно не организовано, а там, где проводится система обучения, рассчитанная на заучивание: ПДД, не способствует достижению цели -снижению ДДТТ. Часть этой работы- профилактика ДДТТ - представляет собой систему мероприятий с детьми, начиная с дошкольного возраста. При этом предполагается, что основными педагогическими принципами профилактики ДДТТ должны быть следующие концептуальные положения:
♦ непрерывность обучения дорожной безопасности, которая должна обеспечить высокое качество знаний ПДД как основы дорожной безопасности детей.
♦ спиралеобразное развертывание содержания изучаемых вопросов дорожной безопасности, предполагающее обязательное их повторение на всех ступенях школьного образования;
♦ учет возрастных особенностей, подразумевающий на дошкольном этапе и в младшей школе подготовку детей как пешеходов; на ступени основного общего образования - обучение действиям в качестве водителей велосипедов (мопедов) на этапе среднего образования - базовую подготовку, которая с учетом самообразования даст выпускнику возможность успешно сдать теоретический экзамен по ПДД для водителей категории «А» и «В», этот подход должен обеспечить достижение весомых результатов. Да иначе и не должно быть Ведь практически каждый ребенок в будущем станет водителем. При этом необходимо помнить что сегодняшние нарушители ПДД и участники ДТП - это недоученные в прошлом школьники. Прежде всего предполагается решить проблему непрерывности обучения дорожной безопасности. Самый реальный путь - включение тематики дорожной безопасности в школьный курс ОБЖ. Это связано с тем, что тематика дорожной безопасности отчасти уже включена в содержание ОБЖ. Кроме того, изучать дорожную безопасность в виде отдельного курса нет возможности из-за отсутствия резерва учебного времени. Найти его можно за счет сокращения времени, на другие темы ОБЖ без ущерба для их изучения, а также использования других учебных часов.
Мы постоянно констатируем, что одна из причин ДТП - низкая культура, недисциплинированность участников дорожного движения. Но проблема укрепления дисциплины на дорогах решается слишком прямолинейно. Главная цель многих профилактических акций и компаний по дорожно-транспортному воспитанию («Внимание: дети!» и т.п.) - борьба с опасностью. Правомерно настаивая на высокой дисциплине на дорогах, требуя от пешеходов и особенно от водителей неукоснительного выполнения ПДД, контролирующие органы, как правило, не учитывают, что пешеходы, водители и пассажиры участвуют в дорожном движении не для того, чтобы бороться с опасностями, а чтобы попасть из пункта А в пункт Б.
Конечно же, из чувства самосохранения человек не хочет попасть в ДТП, но не всегда правильно оценивает ситуацию на дороге. Поэтому, требуя соблюдения ПДД, необходимо постоянно развивать у него понимание опасностей дорожного движения и целенаправленно разрушать распространенные иллюзии безопасности, особенно свойственные детям. Одно из необходимых условий формирования сознательного и ответственного отношения граждан к проблемам безопасности на дороге - формирование у них с раннего возраста общей культуры безопасности жизнедеятельности, мотивов и умений следовать нормам и правилам безопасного поведения, законопослушания и умения управлять своим поведением не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях. Такова первейшая задача семьи и школы, без решения которой невозможно добиться снижения ДДТТ. Всем ясно, что заучивания ПДД недостаточно. Надо их понимать и научиться выполнять сознательно. А этого можно достичь грамотным обучением школьников в сочетании с соответствующим воспитанием. Обучение школьников безопасному поведению на дорогах организовано в большинстве государств Евросоюза. Там школы - ключевое звено обучения безопасности дорожного движения и основная база реализации соответствующих общенациональных программ. В результате во всех странах Евросоюза ДДТТ ниже, чем в России, в частности, во Франции и Германии - в 2, а в Италии - в 3 раза.
И еще одна сторона обсуждаемой проблемы. Часто причиной тяжелых последствий ДТП, вплоть до летального исхода, принято считать запоздало оказанную медпомощь. Однако беда случается не тогда, когда произошло ДТП, а когда находящиеся рядом люди не могут оказать пострадавшему помощь. Беда начинается гораздо раньше. Много ли у нас в стране граждан, обученных и способных оказать пострадавшему доврачебную медицинскую помощь?
Выводы очевидны:
- обучение правилам и безопасности дорожного движения должно стать обязательным и непрерывным, начиная с дошкольного возраста и заканчивая вузом;,
- количество учебных часов должно быть сообразным решаемой проблеме;
- содержание учебных программ должно соответствовать принципиально новой концепции обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которой:
- необходимо изучение психологии поведения участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым;
- необходим поиск истинных причин ДТП, а не фиксирование их последствий;
- требуется не механическое заучивание ПДД, а проникновение в смысл и формирование умения сознательно применять их;
- должно быть осознанное, а не принудительное законопослушание;
- обязательно взаимное уважение участников дорожного движения.
Знание ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь. |