Самообразование
Тема самообразования «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в школе»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А.Дистервег
Ведение:
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в различных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких, поэтому приоритетной целью своей работы считаю формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и навыков безопасного поведения детей на дороге, способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим в ДТП. . Поэтому и тема, над которой я работаю: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Актуальность темы: Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) - основная причина детской смертности. ДДТТ обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т.п. На протяжении десятилетий в нашей стране реализуются меры профилактики ДДТТ, основанные на административном, принудительном и запретительном воздействии на участников движения. Они, как правило, сводятся к борьбе с нарушениями ПДД, которые принято считать причинами возникновения ДТП. Но ликвидировать ДДТТ административными методами невозможно. Есть другие меры снижения ДДТТ, проверенные временем, более приемлемые с точки зрения логики и материальных затрат. Среди них на первом месте - Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения. К сожалению, ныне обучение им зачастую лишь декларируется кое-где оно не организовано, а там, где проводится система обучения, рассчитанная на заучивание ПДД, не способствует достижению цели -снижению ДДТТ. Часть этой работы- профилактика ДДТТ - представляет собой систему мероприятий с детьми, начиная с дошкольного возраста. Мы постоянно констатируем, что одна из причин ДТП - низкая культура, недисциплинированность участников дорожного движения. Но проблема укрепления дисциплины на дорогах решается слишком прямолинейно. Главная цель многих профилактических акций и компаний по дорожно-транспортному воспитанию («Внимание: дети!» и т.п.) - борьба с опасностью. Правомерно настаивая на высокой дисциплине на дорогах, требуя от пешеходов и особенно от водителей неукоснительного выполнения ПДД, контролирующие органы, как правило, не учитывают, что пешеходы, водители и пассажиры участвуют в дорожном движении не для того, чтобы бороться с опасностями, а чтобы попасть из пункта А в пункт Б.
Конечно же, из чувства самосохранения человек не хочет попасть в ДТП, но не всегда правильно оценивает ситуацию на дороге. Поэтому, требуя соблюдения ПДД, необходимо постоянно развивать у него понимание опасностей дорожного движения и целенаправленно разрушать распространенные иллюзии безопасности, особенно свойственные детям. Одно из необходимых условий формирования сознательного и ответственного отношения граждан к проблемам безопасности на дороге - формирование у них с раннего возраста общей культуры безопасности жизнедеятельности, мотивов и умений следовать нормам и правилам безопасного поведения, законопослушания и умения управлять своим поведением не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях. Такова первейшая задача семьи и школы, без решения которой невозможно добиться снижения ДДТТ. Всем ясно, что заучивания ПДД недостаточно. Надо их понимать и научиться выполнять сознательно. А этого можно достичь грамотным обучением школьников в сочетании с соответствующим воспитанием.
Цель: Сформировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.
Задачи:
- развивать и понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир;
- непрерывность обучения дорожной безопасности, которая должна обеспечить высокое качество знаний ПДД как основы дорожной безопасности детей;
- планировать учебно-воспитательный процесс по изучению правил дорожного движения с учетом конкретных условий в школе;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к изучению правил дорожного движения;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования ПДД в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием детей на территории села.
2. Разработанные авторские программы по кружку «Юный инспектор движения».
3. Проведенные открытые уроки перед преподавателями-организаторами ОБЖ Беляевского района.
4. Доклады и выступления на РМО.
5. Разработка дидактических материалов.
6. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям»
7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
8. Организация работы кружка «ЮИД».
9. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
11. Личная методическая веб-страница., сайт.
Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования начата в 2010 году дата окончание работы в 2015 году. Этапы реализации программы разбиты по годам.
Этапы:
1-й год - Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в районе, регионе, стране; сбор информации по данной теме; постановка целей и задач.
2-й год - Выбор теоретического материала, практических методов; разработка авторской программы.
3-й год - Адаптация теоретического материала к внеурочной деятельности; апробирование на практике выбранных методов и программы, мониторинг, анкетирование.
4-й год - Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.
5-й год - Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы. Выступить на РМО и ознакомить преподавателей ОБЖ района с выводами и рекомендациями о проделанной работе.
Направленность на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе на основе образовательных компетенций
В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на умение ориентироваться в дорожной обстановке. Воспитание направленности школьников на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, их подготовленность к безопасному поведению на дороге формирую на основе образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на безопасность, его способностью видеть и понимать дорожную обстановку, ориентироваться в ней, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать правильные решения, направленные на собственную безопасность.
2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль знаний правил дорожного движения в жизни человека.
3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят продуктивные условия для социального воспитания школьников, формирования у них культуры безопасности жизнедеятельности, внутренней безопасности.
4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимые для изучения психологии поведения участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.
7. Личностная компетенция направлена на необходимость постоянно развивать у школьника понимание опасностей дорожного движения и целенаправленно разрушать распространенные иллюзии безопасности, особенно свойственные детям.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Свою компетентность в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, я определил основные направления и действия для повышения личного самообразования:
-
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для преподавателей-организаторов ОБЖ.
2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета ОБЖ.
3. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу и методику преподавания.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей ОБЖ.
6. Принимать участие в конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, в том числе Интернет-конкурсы, семинары.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
9. Систематически интересоваться всеми изменениями в правилах дорожного движения.
10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
-
Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
-
Информационно-коммуникативные технологии:
1. Постоянно повышать пользовательские навыки работы на компьютере.
2. Поиск в Интернете информации по ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.
3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
- < > направление:< >:Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях районного МО учителей ОБЖ Беляевского района.
Форма отчета по проделанной работе
Выступления по обмену опытом работы на заседаниях РМО преподавателей-организаторов ОБЖ. Представление методическому объединению отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Выводы очевидны:
- обучение правилам и безопасности дорожного движения должно стать обязательным и непрерывным, начиная с дошкольного возраста и заканчивая вузом;,
- количество учебных часов должно быть сообразным решаемой проблеме;
- содержание учебных программ должно соответствовать принципиально новой концепции обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которой:
- необходимо изучение психологии поведения участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым;
- необходим поиск истинных причин ДТП, а не фиксирование их последствий;
- требуется не механическое заучивание ПДД, а проникновение в смысл и формирование умения сознательно применять их;
- должно быть осознанное, а не принудительное законопослушание;
- обязательно взаимное уважение участников дорожного движения.
Знание ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.
Преподаватель-организатор ОБЖ Е.Н. Безинский